Телефон:   +7 964-379-69-74
Email   info@evolutionpsy.ru
 

Направляемое открытие: происхождение клинической стратегии из Сократового метода (фрагмент)

Автор статьи: James C. Overholser
Источник: https://link.springer.com/journal/41811/11/2/page/1 Guided discovery: a clinical strategy derived from the Socratic method. Volume 11, Issue 2, June 2018. Pages 124-139
Special Issue Section: Socratic Dialogue
ISSN: 1937-1217 (Online)

Автор перевода: Гудкова Кристина

 Направляемое открытие.

Направляемое открытие основано на 8 компонентах: интеллектуальной скромности, эмпатичном слушании, систематических вопросах, доверии в способности клиента, перенаправлении чтобы сохранить фокус, деятельной активности между сессиями, выделении полезных идей и периодических коротких пояснениях.

Терапевт не выступает в роли учителя или эксперта, процесс терапии основан на поиске новой информации. Направляемое открытие – исследование критических тем с целью возможных улучшений в рациональном мышлении и адаптивном поведении.

Интеллектуальная скромность

Путем исследования становится понятным, что ты знаешь и чего ты не знаешь. Клиенты готовы исследовать точность, полезность и логику каждого убеждения. Основная цель – помочь клиенту выявить пробелы в знаниях с тем, чтобы он начал поиск новой информации и более валидных обоснованных идей.

Вопросы помогают вести клиента в сторону бо́льшей осознанности и лучшего понимания своих собственных ожиданий, целей и личности.

Умелый терапевт делится идеями, сохраняя исследовательский подход. Терапевт редко отвечает на вопросы, пытаясь помочь клиенту прийти к своим собственным выводам или вывести свои решения. Клиент несет полную ответственность за окончательный ответ и за какие-либо решения.

Терапевт помогает взглянуть на ситуацию иначе, возможно с более полезной перспективы.

К примеру: «Если бы вы поговорили с вашей женой о том, что вас беспокоит в прямой и честной манере, как вы считаете, это бы способствовало конструктивному диалогу, или вы бы оба стали сверх чувствительными и перестали бы разговаривать вовсе?».

Обсуждение направляется поиском новых идей, поощрением любопытства, искренней тягой к изучению, с течением времени происходит формирование новых убеждений и поведения.

Эмпатичное слушание

Терапевтический альянс базируется на эмпатичном слушании и сострадательном понимании «внутренней борьбы» клиента. Терапевту важно выслушивать, как клиент трактует главные жизненные события, свои внутренние противоречия, объясняет свои эмоциональные реакции и выносит субъективные оценки, соотнося с тем, что реакции клиента на события основаны на когнитивных фильтрах.

Систематические вопросы

Направляемое открытие основывается на серии вопросов, помогающих клиенту исследовать доказательства, поддерживающие достоверность убеждений, оценить эффективность предположений и исследовать проблему для обнаружения новых вариантов решения.

Выдвигается гипотеза и исследуется, что если предположить, что данное убеждение окажется истинным, что тогда произойдет?

Убеждение не подвергается оценке, пока не произведен поиск доказательств.

Систематические вопросы помогают клиентам принимать решения, основанные на логике и теории вероятности вместо привычного эмоционального реагирования на ситуацию.

Порой жизненные события могут подавлять, но становятся более управляемыми, если их разделить на сегменты, каждый из которых можно подвергнуть интегрированной серии вопросов.

Вопросы помогают клиентам дистанцироваться от собственных мнений и интерпретаций.

Обсуждение помогает подвергнуть сомнению убеждение и опровергнуть его, если поддерживающих доказательств нет, оно слабое и неэффективное. Когда клиента просят найти доказательства, поддерживающие его верования, клиент становится более объективен в отношении негативных мыслей. Некоторые вопросы помогают клиентам стать более осознанными в отношении внутренних когнитивных процессов, таких как «Что пришло тебе в голову до того, как ты стал чувствовать себя одиноким?», «Что эта ситуация значит для тебя?».

Некоторые вопросы помогают оценить полезность различных мыслей: «Данные мысли помогают улучшить тебе настроение?», «Подобное отношение помогает тебе вести себя адекватным образом?».

Некоторые вопросы побуждают клиентов начать изменения:

  • «Что бы ты хотел делать по-другому, начиная с сегодняшнего дня?»;

  • «Насколько сильно ты бы хотел произвести изменения?»;

  • «Насколько сложным будет воплотить эти изменения в действия?»;

  • «Что, по-вашему, будет труднее всего изменить?».

Некоторые вопросы помогают сместить фокус с поведения на когниции – как на цель изменений: «Насколько это поможет тебе, если ты изменишь свое отношение и ожидания?», «Заметил ли ты, что ты склонен фокусироваться на позитивных или негативных сторонах вещей?».

Вера в силы и возможности клиента

В направляемом открытии терапевт готов позволить клиенту допускать ошибки, если ситуация не представляет серьезной угрозы или опасности, и если терапевт полагает, что клиент все же способен осознать ошибку и заключить, что базовые убеждения были некорректны.

Обе стороны, как терапевт, так и клиент, ищут ответы – ни один не является авторитетом или экспертом, направляемое открытие подразумевает наблюдение, критическое исследование убеждений. Клиент исследует собственные убеждения, ценности, то, что важно для его собственной жизни.

Перенаправление с целью сохранения фокуса

В направляемом открытии терапевт не пассивный слушатель, который позволяет клиенту направлять дискуссию в любое русло, терапевт зачастую прерывает диалог и перенаправляет дискуссию на нужную тему. Перенаправление необходимо для продуктивного исследования и открытия.

Перенаправление зачастую требуется, когда клиенты слишком много времени уделяют последним событиям и своим незначительным волнениям. Начинающие терапевты зачастую вежливо слушают обсуждение клиентов своих последних событий, ощущая это непродуктивным, но, тем не менее, не решаясь сменить тему, не желая показаться невежливыми, они теряют фокус и тратят время сессии.

Деятельность между сессиями, которая дополняет терапевтические обсуждения

Терапевтические дискуссии могут помочь идентифицировать, изменить и конфронтировать убеждения клиента, но зачастую рационального диалога, сфокусированного на логическом мышлении недостаточно, тогда лучшим дополнением служат задания, например, заполнение форм по самомониторингу, которые позволяют собрать информацию о частоте, интенсивности и длительности симптомов или же описание своего прошлого опыта и уроков, извлеченных благодаря внутренней борьбе, а также конфронтация сложным ситуациям на практике.

Задания разрабатываются совместно с терапевтом, могут включать план поведенческой активации на неделю или экспрессивное письмо с целью обнаружения своих эмоции и высвобождения невыраженных чувств. Так же клиента можно попросить написать об аспектах терапии, которые были наиболее полезны, что так же послужит информацией в предотвращении рецидива.

Выделение полезных идей

В течение направляемого открытия терапевт подчеркивает ключевые идеи и может попросить клиента выделить для себя выводы, извлеченные в ходе обзора последних событий.

Формулирование выводов является полезной стратегией, поскольку на первый взгляд, сессии кажутся спонтанным потоком диалогов, в то время на сессиях рассматриваются важные пункты, которые стремится осветить терапевт.

Терапевт может обсуждать абстрактные понятия: такие как смелость, скромность, сдержанность.

Сессия порой включает выявление типичных форм поведения клиента, за этим следуют исследовательские вопросы, после чего у клиента начинает появляться новое видение ситуации.

В заключение терапевт может рассказать об общих дисфункциональных убеждениях, изучение которых входит в основу психологического лечения (и становится ориентиром направляемого открытия).

Короткие пояснения

Во время сессии будет полезным рассказать о своем терапевтическом опыте и теориях, которым вы как специалист, придерживаетесь. Квалифицированный терапевт проходит профессиональные тренинги, имеет научную картину мира, которая включает логический подход к проблемным ситуациям.

Терапевт может конфоронтировать основным заблуждениям, несоответствиям и непоследовательности в логических рассуждениях клиента. Таким образом, терапевт мягко провоцирует клиента отказаться от необоснованных убеждений и побуждает к поиску новых, более адаптивных взглядов.

Важно придерживаться сотрудничества и не переходить в дидактическую лекцию, где клиент является пассивным слушателем.

Диалог направлен на то, чтобы устранить или уменьшить иррациональные убеждения, которые препятствуют объективному видению ситуации.

Терапевт зачастую выслушивает примеры нелогичного мышления, иррациональные убеждения, для этого требуется поиск доказательств, т.к. клиент зачастую приходит к быстрым обобщениям, ложным фактам, формирующим максималистское мышление в духе «всё или ничего» или к апеллирующим к чувствам аргументам, которые подрывают достоверность логических заключений.

Общие направления

  • Все люди способны меняться.

Некоторые клиенты считают: «Терапия помогает другим, но не может помочь мне».

Все люди способны совершить адаптивные изменения в своих взглядах и поведении.

  • Изменения – это постепенный процесс, который требует постоянных усилий.

И если проблема была у вас годами, вряд ли возможно избавиться от нее за пару сессий. Важно иметь реалистичные ожидания: могу потребуются недели или даже месяцы.

  • Ни один человек не является плохим или хорошим.

Многие клиенты делятся, что выросли в семьях, где нарушались их права, либо их отвергали. Зачастую их родители тоже имели опыт отвержения и неудач во время своей юности, на это могли влиять общественные взгляды по поводу роли мужчины/женщины в семье, злоупотребление алкоголем, физические наказания и прочее. В итоге, клиенты начинают осознавать, что у родителей самих были внутриличностные/межличностные конфликты, что это возможно были люди другого поколения со своими стереотипами.

  • Межличностные отношения важны для создания хороших связей.

Клиентам важно осознать ценность социальных связей, увидеть как важны поддержка, товарищество, близость и помощь. Бывает непросто подвигнуть клиента рискнуть и поделиться частью себя для того, чтобы образовалась связь с другими людьми. Путем поощрения клиенты преодолевают инертность и делают небольшие шаги, чтобы восстановить старые и инициировать новые социальные связи.

  • Зачастую все не так уж плохо, как может показаться в начале

Негативные жизненные события зачастую поначалу кажутся ужасными, катастрофичными, но в итоге оказываются умеренно неприятными, никогда не случаются или даже кажутся смешным анекдотом.

  • Прошлое больше не охотится за тобой

Несмотря на то, что прошлое нельзя изменить или стереть, терапия помогает «приручить воспоминания». С течением времени и повторениями клиенты движутся вперед через события прошлого, которые интегрируются как часть их жизненного опыта и личностного развития. Клиенты не являются слишком хрупкими, «сломанными» или поврежденными, они больше не несут с собой раны событий отдаленного прошлого.

  • Эмоции – естественны

Даже сильные дистрессовые эмоции, такие как печаль и тревога, могут быть нормальны или даже адаптивны. Клиенты зачастую ищут лечения по причине сильных негативных эмоциональных реакций. Однако это кажется естественным и даже адаптивным переживать печаль, когда человек теряет любимого через смерть, развод или даже переезд. Так же стоит рассмотреть сильные эмоциональные реакции в отношении потери как показатель глубины любви, которая была вложена в отношения.

В период печали важна поддержка друзей и членов семьи, что говорит о важности развития социальных связей.

  • Адаптивные ответы

Адаптивные ответы помогают найти баланс между крайними точками в настроении и поведении. Может казаться, что жизнь выходит из-под контроля, это из-за недостатка равновесия, возможно слишком много часов отдано работе, так что на личную жизнь не остается времени. Умеренность – важная цель для многих клиентов.

Метафора для ведения процесса

А.Бек рассматривает терапевта как путеводителя с разнообразными инструментами и картой, психолог помогает клиенту следовать плану. Рассмотрим трех рыбаков, которые стараются преуспеть в рыбалке, но где каждый использует разную стратегию. Рыбак А выбирает самопомощь и решает отправиться на рыбалку сам в прочной лодке, но без путеводителя. Он не ориентируется на местности, поэтому покупает книгу или карту. К сожалению, бо́льшую часть он проводит бесплотно блуждая, пробуя одно место за другим. Он не знает ключевых точек, которые видимы с открытой воды, таким образом, он становится дезориентирован. Он так же не знает погодных условий, разновидности рыбы и оптимальной наживки, используемой для ловли. Рыбак А поймает немного мелкой рыбы и закончит будучи разочарованным и даже несколько обгоревшим. Если говорить буквально, это выражается в спаде интереса к своей профессии или хобби.

Представим, что рыбак Б получает помощь от опытного капитана корабля. Капитан хорошо ориентируется на местности, знает, где хороший улов. Капитан за рулем, он решает, где будем ловить. Капитан знает много деталей о разновидностях рыб и предпочитаемых ими видах наживки. Рыбак Б ждет пока капитан подцепит большую рыбу. После того как рыба окажется на крючке, капитан передает удочку новичку чтобы тот сделал улов. Эту попытку вряд ли можно назвать удачной и полезной для рыбака B, несмотря на то, что они все же поймали большую рыбу. Рыбак не получил удовлетворения, либо же ощущения, что он совершил большой улов. Он не научился никаким новым навыкам, необходимым для того, чтобы стать успешным самому, поэтому во время следующей рыбалки ему вновь понадобится руководство.

Рыбак B следует направляемому открытию и нанимает знающего и опытного капитана, который ожидает усилий – т.е. вклада и со стороны самого рыбака – а именно, эмпатичного слушания, специалист использует серию вопросов чтобы выяснить какой вид рыбы новичок хочет поймать, с какой части озера он хочет начать с начала, есть ли у новичка-рыбака предпочитаемые виды наживок. Направляющий капитан расскажет несколько ключевых моментов о водоеме и текущих погодных условиях, но сведет это к минимуму (К кратким пояснениям). Новичок может задавать специалисту вопросы, помогающие прояснить детали, но специалист не подавляет новичка несоответствующими деталями чтобы только продемонстрировать свою экспертность

(Интеллектуальная Скромность). Новичку дается возможность решить, когда отступить, а когда действовать (важно доверять способностям клиента), и если рыба сползает с крючка, специалист предложит слова-ободрения. Когда рыбак В «забуксовал на одном месте», специалист знает что значит здесь слишком мелко и выбирает другое место, где достаточно рыбы (Перенаправление с сохранением нужного фокуса). К концу рыбалки, новичок способен поймать несколько рыб хорошего размера и чувствует себя удовлетворенным от знаний, которые он для себя получил благодаря рыбалке.

Специалист обращает внимание на несколько навыков, которым научился новичок и оценивает его успехи с самого начала и до конца рыбалки (Выделение полезных идей).

У терапевта есть план, инструменты и что-то наподобие карты. Процесс обучения наиболее эффективен через совместное исследование, нежели через дидактическую лекцию.

Направляемое открытие используется для того, чтобы стимулировать клиента на размышления и логическое обоснование.

Уроки извлекаются, ценятся и сохраняются в памяти через процесс самооткрытия и самоопределения.

Согласно концепции направляемого открытия цель терапии не просто найти лучшее решение, а гораздо шире – подойти к проблеме не эмоционально, а разумно.

Метки: Психология, Начинающим психологам